Следователям предписано игнорировать Налоговый кодекс

Генпрокуратура приказала силовикам «кошмарить» бизнесменов без либеральных поблажек

Силовикам дано указание Генпрокуратуры не руководствоваться пунктом Налогового кодекса, запрещающим уголовное преследование налоговых уклонистов без вступившего в силу решения налоговой инспекции. Ограничение было введено в начале 2010 года как часть общей либерализации уголовного законодательства. Прокурорская позиция может привести к тому, что следователи, как и раньше, основываясь только на своих подозрениях, продолжат «кошмарить» бизнес, опасается РБК daily.

При применении некоторых норм федерального закона №383 «О внесении изменений в часть 1 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу с 1 января 2010 года, возникли разногласия. К примеру, в письме замгенпрокурора РФ Виктора Гриня, адресованном региональным прокурорам, говорится, что «в ряде субъектов РФ по требованию суда и прокуратуры уголовное преследование лиц за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198-199.1 УК РФ, осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа». При этом решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятых на основании только материалов доследственной проверки, признается необоснованным.

В Генпрокуратуре считают, что Сложившаяся в 2010 году практика возбуждения налоговых уголовных дел необоснованно ограничивает полномочия сотрудников ОВД и не способствует выявлению и раскрытию налоговых преступлений.

При этом правом выявлять факты уклонения от уплаты налогов и сборов оперативные подразделения наделяет закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Законодательство же о налогах и сборах, по версии замгенпрокурора, регулирует «лишь властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения».

Таким образом, ФЗ №383 распространяется только на действия налоговых органов и не может ограничивать «процессуальную самостоятельность органов дознания, следствия и оперативных подразделений», резюмирует замгенпрокурора.

Поэтому при наличии повода и основания органы предварительного следствия обязаны возбудить уголовное дело и в 10-дневный срок уведомить соответствующий налоговый орган. Внесенные же с нового года изменения, по версии Генпрокуратуры, направлены лишь на «либерализацию ответственности за налоговые правонарушения и преступления». И выражается это исключительно в возможности возмещения бюджету причиненного ущерба.

Следственном комитете при МВД сочли разъяснение «отличным» и способным «возобновить практически парализованную работу по раскрытию налоговых преступлений».

Юристы отмечают, что формально Генпрокуратура права, но, скорее всего, силовики хотят успеть «покошмарить» бизнес, «пока поезд не ушел», то есть, пока не приняты соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые могли бы окончательно ограничить возможности силовиков. Законодатели, составлявшие поправки в Налоговый кодекс, собственно, и предполагали ограничить действия прокуратуры и милиции. Принятые Госдумой поправки в закон утверждали то, что факт нарушения законодательства о налогах и сборах должны устанавливать налоговые органы, а не милиционеры. По логике же прокуратуры для возбуждения уголовного дела не обязательно установление факта правонарушения, достаточно и подозрений.

В итоге из-за позиции прокуратуры в области борьбы с налоговыми преступлениями мало что изменится, резюмируют эксперты. Следователь, как и раньше, будет возбуждать дело, основываясь на своих подозрениях. При этом деятельность заподозренной компании может быть парализована. В некоторых особенно чувствительных сферах весь бизнес построен на доверии, и сам факт возбуждения дела будет означать крах такого бизнеса.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.