Чего не хватает проекту «Южный коридор»?

Визит главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в Азербайджан и Туркменистан и подписание в Баку совместной декларации по «Южному газовому коридору» продемонстрировали решимость ЕС в реализации проекта по поставкам природного газа из Каспийского региона в Европу, считает азербайджанский эксперт глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.

Это отвечает и интересам стран региона, стремящихся к диверсификации путей экспорта своих энергоресурсов, однако для практической реализации поставок газа из Каспийского региона на рынки ЕС предстоит еще большая работа, отмечает Шабан.

Напомним, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и Комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер 13-15 января совершили визит в Баку и Ашхабад, где обсудили с лидерами Азербайджана и Туркменистана вопросы поставок газа из этих стран в Европу. Переговоры в Баку завершились подписанием совместной декларации о поддержке «Южного коридора». Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов также выразил заинтересованность своей страны в участии в этом проекте и реализации Транскаспийского газопровода, который может стать частью «Южного коридора».

«Безусловно, визит высокопоставленной делегации ЕС на уровне главы Еврокомиссии имел важное значение с точки зрения демонстрации Евросоюзом политической поддержки «Южному коридору». Но для воплощения в жизнь «Южного коридора» и обеспечения поставок газа из Каспийского региона в Европу представит еще большая работа», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Ильхам Шабан.

Прежде всего, по его мнению, должна быть определена конкретная ресурсная база для этого проекта и решены коммерческие вопросы. «Однако, ни в Баку, ни в Ашхабаде не были названы даже примерные объемы газа, которые Азербайджан и Туркменистан были бы готовы транспортировать в Европу», — отметил Шабан.

Ни в Баку, ни в Ашхабаде не были названы даже примерные объемы газа, которые Азербайджан и Туркменистан были бы готовы транспортировать в Европу

По его словам, ЕС, рассматривая Азербайджан в качестве потенциального источника газа для его поставок, в первую очередь рассчитывает на месторождения «Шахдениз-2» (проект «Стадия-2» по разработке морского месторождения «Шахдениз»), эксплуатация которого начнется в 2017 году. В рамках этого проекта планируется добывать 16 млрд. кубометров газа ежегодно. Однако к такому уровню добычи на «Шахдениз-2» можно будет выйти не ранее 2020 года.

При этом надо не забывать о том, что в июне 2010 года Баку и Анкара договорились о поставках 6 млрд. кубометров газа с «Шахдениз-2» в Турцию, отметил эксперт. Помимо этого, на азербайджанский газ претендуют Сирия, Иордания, Израиль, Греция, Болгария. И инфраструктура для поставок газа в эти страны уже готова или будет готова в 2011-2012 годах, то есть Азербайджан будет иметь возможность поставлять газ в Грецию и Болгарию и без «Южного коридора», продолжил Шабан.

Он обратил внимание и на то, что с 2010 года Азербайджан уже начал экспортировать газ в Россию и в текущем году поставит в эту страну 2 млрд. кубометров.

Ранее Россия заявляла о намерении закупать весь газ с месторождения «Шаздениз-2». Иран также готов покупать у Азербайджана ежегодно не менее 4-5 млрд. кубометров. При этом, если трубопроводные проекты «Южного коридора» только обсуждаются, то в для транспортировки газа в Россию и Иран уже есть готовая инфраструктура, отметил Шабан.

Баррозу выразил предпочтение Nabucco, но последнее слово за инвесторами

Вокруг «Южного коридора» ситуация остается неопределенной, добавил эксперт. «Ведь под «Южным коридором» подразумеваются различные маршруты — Nabucco (Турция-Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия), ITGI (Турция-Греция-Италия ), «Белый поток» (Грузия-Черное море-Украина-Польша), TAP (Трансадриатический — Греция-Албания-Адриатическое море-Италия), и пока ни один из них Евросоюзом не выбран в качестве приоритетного. Правда, Баррозу выразил предпочтение Nabucco, но последнее слово за инвесторами», — говорит Шабан.

Он считает, что, с учетом наличия у Азербайджана широких возможностей для экспорта газа, западные потребители, включая представителей Nabucco, для приобретения азербайджанского газа должны будут предложить более выгодные коммерческие условия, чем другие покупатели. При этом эксперт обратил внимание на то, что уже сегодня Азербайджан продает свой газ России и Ирану по цене не менее чем 240 долларов за 1000 кубометров. «Это означает, что новые покупатели должны предложить более выгодные цены», — полагает Шабан.

На его взгляд, в любом случае Азербайджан, следуя политике диверсификации путей экспорта энергоресурсов, чтобы не зависеть от потребителей в ближайшей перспективе сможет поставлять для «Южного коридора» не более 10-12 млрд. кубометров. Более крупные объемы, по мнению эксперта, могут появиться только к 2025-2030 годам, когда начнется разработка нового месторождения «Умид», и в случае успешных результатов разведки и открытия больших запасов на месторождениях «Бабек» и «Апшерон». «В виду этого для реализации «Южного коридора» и, в частности Nabucco, европейцам необходимо будет также привлечь Туркменистан», — говорит эксперт.

У Азербайджана достаточно запасов для обеспечения газом Nabucco

По мнению бывшего главы госнефтекомпании Азербайджана, а ныне руководителя Фонда содействия развитию предпринимательства и свободной экономики Сабита Багирова, у Азербайджана достаточно запасов для обеспечения газом Nabucco. «Помимо крупнейших запасов «Шахдениза», в прошлом году было открыто месторождения «Умид», обнадеживающие результаты дают разведочные работы на месторождении «Бабек», — сказал Багиров.

Однако ЕС, если желает покупать азербайджанский газ, должен взять обязательства о долгосрочных гарантированных закупках на выгодных для Азербайджана коммерческих условиях, считает Багиров. Помимо того, указывает он, европейские потребители должны сами обеспечить инфраструктуру для поставок газа.

По мнению Багирова, в ходе визита Баррозу в Баку и Ашхабад сторонам удалось продвинуться по этим вопросам.

в проекте «Южного коридора» больше заинтересована Европа, желающая уменьшить свою энергозависимость от традиционных поставщиков, чем Азербайджан

Депутат парламента Азербайджана, политолог Расим Мусабеков считает, что в проекте «Южного коридора» и в одном из его вариантов Nabucco больше заинтересована Европа, желающая уменьшить свою энергозависимость от традиционных поставщиков, чем Азербайджан, у которого много вариантов экспорта газа.

Тем не менее, как полагает эксперт, и Азербайджану участие в проекте, помимо коммерческих выгод, может принести политическую пользу. «Это повысит роль Азербайджана на международной арене, так как голос Азербайджана в европейских столицах и международных организациях будет звучать все громче и увереннее, что, безусловно, позитивно повлияет на карабахское урегулирование», — сказал Мусабеков.

В этом смысле Мусабеков симптоматичным назвал то, что во всех выступлениях Баррозу в Баку рефреном звучала мысль о необходимости урегулирования армяно-азербайджанского конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана.

Согласно совместной декларации по «Южному коридору», Азербайджан обязуется поставлять значительные объемы газа на долгосрочной основе в Европейский Союз. В свою очередь Европа обеспечивает доступ этого газа на свой рынок. Как сказано в распространенном Еврокомиссией сообщении, совместная декларация является важным шагом в реализации южного газового коридора и диверсификации поставок энергоносителей в Европу.

Как уже сообщал «Кавказский узел», Азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR и иранская компания NIGEC 12 января в Баку подписали контракт о поставках азербайджанского газа в Иран. В 2011 году Азербайджан в соответствии с контрактом продаст Ирану 1 млрд. кубометров газа. В последующие годы объемы будут уточняться. По данным SOCAR, контракт заключен на пять лет. В 2011 году по ранее подписанному в сентябре 2010 года контракту с «Газпромом» Азербайджан поставит еще 2 млрд. кубометров газа России.

Проект Nabucco предполагает транспортировку природного газа в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Он станет продолжением уже построенного газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум и рассчитан на ежегодную транспортировку 20-30 млрд. кубометров газа. Две трети газопровода протяженностью 3 тыс. 300 км будут проложены через турецкую территорию. Потенциально Nabucco может поставлять до 5-10% необходимого ЕС газа.

Консорциум Nabucco Gas Pipeline International GmbH намерен начать строительство газопровода в 2012 году с тем, чтобы первый газ по трубам Nabucco пошел в 2015-2016 гг. В консорциуме участвуют с примерно равной долей 16,67% газовые кампании Австрии (OMV), Венгрии (MOL), Болгарии (Bulgargaz), Румынии (Transgaz), Турции (Bota) и Германии (RWE). Проект оценивается в 7,9 млрд. евро.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.