Почему в России так мало западного фастфуда

Прорыву западных fast food сетей мешает уличный общепит.Наверное, зря вчера владелец компании Donuts Project Константин Петров так щедро делился подробностями развития новой в России глобальной сети кофеен Dunkin’ Donuts. Вполне вероятно, что ему довольно быстро придется пересмотреть и заявленное на 2010 г. число открытий в 20 ресторанов, и объем инвестиций в $100–130 млн.

И дело тут не в особенностях сети Dunkin’ Donuts. Да, их фирменные пончики красивые, но жирные. Да, в России цены в кофейне будут выше, чем в остальном мире, из-за наших импортных пошлин и налогов. Но вряд ли это сильно отпугнет любителей сладкого: средний чек в сети не так уж велик – 200 руб. А что до калорий, они ведь не смущают поcетителей других ресторанов, хотя бы того же McDonald’s.

Просто, в нашей стране мировым сетям быстрого питания вообще приходится трудно. Из двадцатки ведущих мировых fast food компаний (см. таблицу) у нас работает только пять, причем три пришли в Россию лишь в последние три года. А два последних игрока, Dunkin’ Donuts и Burger King, вообще развиваются у нас не сами, а через своих франчайзи, переложив риски на своих партнеров.

Президент «Федерации рестораторов и отельеров России» Игорь Бухаров грешит на пресловутые административные барьеры и повальную коррупцию среди наших чиновников. Это, конечно, правда, но, я думаю, причины здесь скорее экономические.

Я попросила исследовательскую компанию Euromonitor International подсчитать объем нашего рынка fast food и сравнить его с другими странами. Аналитики оценили объем рынка в $5,6 млрд, по этому показателю Россия – двенадцатая в мире. И это не так плохо. Конечно, по любви к гамбургерам бессмысленно сравнивать нас с США. Там это культ, и 16 из 20 ведущих операторов ресторанов быстрого питания родом из Штатов.

Но вот из стран BRIC мы по величине рынка последние. Китай по уровню привязанности к недорогим забегаловкам идет следом за Америкой, Бразилия и Индия – тоже в первой десятке.

Ну и хорошо, скажут борцы за здоровое питание: в России просто непопулярна такая кухня. Но, по подсчетам того же Euromonitor, у нас почти в два раза больше самих fast food ресторанов, чем в той же Франции, рынок которой – седьмой в мире. А средняя выручка в год на один ресторан – в два–три раза меньше, чем США, Великобритании или Франции.

Основатель и владелец сети ресторанов «Грабли» Роман Рожниковский уверен, что дело не в особых кулинарных пристрастиях россиян. Иностранцам мешает доморощенный общепит: от уличной шавермы до небольших павильонов вроде «Теремка» или «Крошки-картошки». Когда стоит вопрос – перекусить за 60–100 руб. у наших или за 200 руб. у иностранцев – выбор часто происходит в пользу первых, да они и чаще попадаются по пути.

Вот и получается, что даже в 2009 г. у самой популярной и большой fast food сети в России – McDonald’s – выручка среднего российского ресторана в год в два раза ниже ($340 000), чем в среднем в мире ($709 000). Даже удивительно, что другие сети вообще решаются на экспансию в Россию.

Dunkin’ Donuts уже пытался работать в России, но в 1999 г. ушел с нашего рынка. Глава международного направления компании Тони Павезе сказал, что за десять лет рынок все же сильно изменился, поэтому компания предпринимает вторую попытку. К тому же, по словам Павезе, в компании оценили и российский опыт работы Starbucks. За 2,5 года присутствия в нашей стране известная сеть кофеен открыла 25 точек – это высокая скорость. Вездесущий McDonald’s расширялся здесь примерно такими же темпами: по 11–12 новых ресторанов в год. Константин Петров, российский франчайзи Dunkin’ Donuts, собирается развивать сеть в два раза быстрее (пока речь идет только о Москве).

Петров отказался поделиться своими ожиданиями по отдаче от бизнеса. Но при заявленных затратах в одно кафе в $200 000 – 230 000 выйти на прибыльность, наверное, не сверхсложная задача. В среднем один Dunkin’ Donuts в мире в 2009 г. продавал на $620 000. Другой вопрос – сумеет ли Петров добиться здесь сопоставимых с западными показателей.

На вопрос, почему из всех известных глобальных брендов был выбран именно Dunkin’ Donuts, Петров игриво ответил, что просто они ему очень нравятся. Может, ему и повезет. Ведь fast food – единственный из ресторанных форматов, где в 2009 г., по оценкам Euromonitor, происходил рост. К тому же, Dunkin’ Donuts – первый в России профессиональный оператор с такой концепцией.

С другой стороны, в Euromonitor говорят, что в России бума ресторанов быстрого питания ждать не стоит. Да и в мире всяческая выпечка, в том числе и пончики – лишь третий по популярности продукт после азиатской кухни (18%) и бургеров (31%). А самым перспективным аналитики считают именно азиатский fast food. И если посмотреть на показатели таких японских сетей, как Family Mart или Circle K Sunkus, то можно убедиться, что их отличает от тех же американцев большое количество заведений при очень низком среднем чеке. Вот уж кто мог бы всерьез потеснить нашу шаверму.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.